ACC (система адаптивного круиз-контроля) – это следующая ступень в развитии комплекса безопасности на современных автомобилях. Адаптивный круиз-контроль может самостоятельно сбрасывать скорость, активировав тормозную систему или увеличивать скорость до заданного ограничения, а обычный в отличие от адаптивного может только поддерживать скорость, заданную водителем.
Обозначение адаптивного круиз-контроля у разных производителей свое. Например, у Хонда, Ауди и Фольксваген адаптивный круиз-контроль обозначается ACC (Adaptive Cruise Control), на автомобилях БМВ аббревиатура АСС расшифровывается как Active Cruise Control, на Митубиси – Preview Distance Control, на Мерседес – Distronic, а на Тойота – Radar Cruise Control.
Принцип работы адаптивного круиз-контроля
Составные элементы АСС, это прежде всего датчик расстояния (это радар или лидар), процессор, который обрабатывает данные и элементы, которые отвечают за исполнение функций.
С помощью датчика система просчитывает скорость движущегося спереди автомобиля и расстояние до него, а радары излучают волны, которые отражаются от автомобиля и «эхом» возвращаются обратно. Частота отражения волн позволяет прибору определять скорость, а время отражения – расстояние. Электромагнитные волны преобразуются в специальный сигнал, который затем обрабатывается и распознается на головном процессоре.
Лидары несколько отличаются от своих «собратьев», здесь используется инфракрасный луч, который позволяет судить о параметрах впередиидущей машины по тем же характеристикам. Да и по своей себестоимости лидар обходится дешевле чем радар, правда у него есть существенный недостаток – во время тумана, дождя или снега лазерные датчики работают намного хуже. А значит лидар менее надежен. Поэтому лидары в большинстве случаев устанавливают на автомобили эконом-класса, а радары на машины бизнес-класса.
Стандартное место куда устанавливаются датчики – это бампер или решетка радиатора, а их зона действия порядка 140-150 метров (здесь все зависит от производителя). Из современных вариантов стоит отметить датчики длинного и короткого диапазона. Последний может самостоятельно замедлить скорость или остановить автомобиль, если возникла опасность сближения с другимдорожным транспортом, в данном случае скорость снижается до 30 км/час. Это очень практично при передвижении в пробках или на стесненных по площади участках. Ну а мозгом всей системы является блок управления адаптивным круиз-контролем, который принимает информацию от датчиков, обрабатывает ее и выдает решение, которое правда производится после сравнения ряда параметров со значениями, запрограммированными в памяти блока. Причем это не только скорость движения вашего и впередиидущего автомобиля, здесь также идет в расчет боковое ускорение, наряду с углом поворота рулевого колеса. Все команды, которые исходят от АСС исполняют органы других схожих систем, так как свои на данной системе не предусмотрены. Это может быть автоматическая КПП, дроссельная заслонка в моторе, тормозные клапаны и тому подобное.
Чаще всего адаптивный круиз-контроль работает на скоростях от 30 км/час до 180 км/час. Хотя более современные варианты могут работать и в более широком диапазоне от 0 до 200 км/час, а также комплектоваться системой Старт/Стоп для пробок.
У АСС есть несколько стандартных режимов ограничивающих и контролирующих скорость – это ускорение, замедление или удержание постоянной скорости. Работают они в автоматическом режиме. Например, если идущий впереди автомобиль увеличивает скорость, то и блок управления принимает решение ускорить автомобиль или же наоборот, начинает сбрасывать скорость, когда это необходимо. Причем скорость, до которой будет разгонятся автомобиль задает сам водитель. Сброс скорости также происходит, когда все участники движения начинают перестраиваться из ряда в ряд. На небольшой скорости задействуются тормозные контура, а на большой замедление происходит за счет изменения положения дроссельной заслонки (то есть происходит снижение мощности).
Чтобы улучшить безопасность автомобиля, многие производители дополняют АСС системами экстренного торможения, GPS-навигатором и т.п.
Адаптивный круиз-контроль является основой для автоматических систем вождения автомобиля будущего, данную систему постоянно развивают или дополняют всевозможными полезными функциями.