Депутат Госдумы Михаил Емельянов внес на рассмотрение нижней палаты Федерального собрания РФ законопроект, предусматривающий введение натурального возмещения вреда по ДТП в рамках договора ОСАГО в качестве приоритетной формы урегулирования страхового события. Денежные выплаты никто формально отменять не собирается, однако и механизмов заставить страховщика выбрать именно этот способ урегулирования страхового события законопроект не содержит.
В последние годы в России сформировалось негативное отношение общества к деятельности страховых компаний. Доверяют страховщикам менее трети россиян. Лакмусовой бумажкой в данном случае можно считать обилие негативных мнений и отзывов о страховых компаниях. Очень много отрицательных отзывов по ОСАГО – больше, чем по другим видам. При введении натуральной формы возмещения вреда по “автогражданке” положение дел только ухудшится, полагают эксперты.
Плохая работа автосервисов может окончательно подорвать доверие автомобилистов к страховщикам. В этом случае развитие экономики страны существенно затормозится, говорят аналитики. К тому же проект закона игнорирует желание собственников транспортных средств продать поврежденное в ДТП авто “на разбор” или в нефункциональном состоянии. Все это также не добавляет инициативе Емельянова сторонников.
Однако страховщики настроены более оптимистично. С помощью “натуры” страховому рынку России удастся избавиться от мошенников, количество которых превысило все разумные пределы. Сейчас, к примеру, отзывы об “Ингосстрахе” далеко не всегда положительные: часто страховщик затягивает сроки страховой выплаты. Однако компания делает это вынужденно. Страховщики обоснованно сомневаются в истинности не менее половины страховых случаев и поэтому каждый тщательно исследуют.
“Натура”, говорят представители страховщиков, позволит избавиться и от так называемых “автоюристов”. Последние в течение 2015 и 2016 годов нанесли страховому рынку ущерб в размере более 20 миллиардов рублей. “Автоюристы” скупают у потерпевших в ДТП права требования по договорам ОСАГО и, различными способами завышая ущерб, отсуживают крупные суммы у страховщиков. Компании терпят убытки и вынужденно снижают качество своих услуг, которым, естественно, недовольны россияне.
К тому же, напоминают страховщики, низкий уровень доверия к отрасли обусловлен скорее частыми лицензионными отзывами. Страховая компания “Росгосстрах” – крупнейший страховщик страны – и та подвергалась лицензионным санкциям в 2015 году. От ухода с рынка сейчас никто не застрахован. До окончания “чистки” страхового сектора, объявленного ЦБ, говорить о росте доверия к страхованию в России не приходится. Тон отзывов об “Ингосстрахе”, “РЕСО-Гарантии”, “Альфастраховании” или любой другой компании в данном случае второстепенен.
Да и законопроект Емельянова, по мнению страховщиков, весьма лоялен к автомобилистам. Пугаться его не стоит. Согласно проекту закона, СТО, где будет производиться ремонт поврежденных авто, не должно находиться далее 10 километров от места постоянной регистрации страхователя. Отправить дальше могут только с письменного согласия потерпевшего в ДТП. Пока вопросы вызывает лишь технология ремонта гарантийных автомобилей. Однако и этот гордиев узел может быть рассечен в ходе парламентских чтений.