Вечный спор, какая же коробка передач лучше: «механика» или «автомат»?

Спор между поклонниками механической и автоматической коробок передач такой же вечный, как попытка выяснить, какой автомобиль лучше – японский или немецкий, Mercedes-Benz, BMW или Audi? У каждой из сторон этого конфликта интересов есть свои доводы и аргументы. Иногда объективные, но, порой, и крайне субъективные. Давайте все же попробуем определиться, взвесив все «за» и «против», чтобы тем, кто еще не определился с выбором, сделать его было проще.

Комфорт
Пожалуй, самый весомый довод в пользу выбора АКПП – комфорт за рулем. Наверное, это единственное, с чем безоговорочно согласятся все водители, вне зависимости от их предпочтений. Когда ты живешь в мегаполисе, где застрять в пробке или плестись в тянучке, дело обычное, автоматическая КПП дает большое преимущество – не нужно постоянно дергать рычаг, выжимать сцепление и переживать, что такое жонглирование педалями не лучшим образом сказывается на состоянии «механики».. В результате, водитель меньше устает и меньше подвержен стрессам. А спокойствие за рулем, как известно, залог безопасности.

Третья педаль - источник дискомфорта в плотном городском потоке.

Автомобиль - это всего лишь средство передвижения. Он не должен причинять неудобства. Он должен приносить радость. Сел, нажал на педаль, поехал! Зачем усложнять себе жизнь тем, что с успехом может взять на себя электроника? Как бы не отпирались ярые сторонники «механики», автоматическая КПП переключает передачи быстрее и мягче. И самое главное – она дает возможность сосредоточить все свое внимание на дороге и постоянно контролировать рулевое колесо двумя руками, не отвлекаясь на лишние движения.

Динамика
На этом, пожалуй, единодушие сторон заканчивается. Поклонники «механики» утверждают, что только их трансмиссия позволяет полностью раскрыть потенциал мотора, резко ускориться, когда это необходимо и так далее. В принципе, они правы, но здесь важно понимать, что «автомат» «автомату» – рознь. Если это вариатор, то он, в силу своих конструктивных особенностей, действительно уступает в резвости всем остальным КПП (зато однозначно выигрывает в плавности). Чуть лучше дела обстоят с гидротрансформаторной и роботизированной коробками передач, хотя многое в их работе зависит от управляющей электроники. Если производитель стремится к экономичности, реакция двигателя на нажатие педали акселератора будет вялой, дабы не допускать резкого поднятия оборотов. Да и сами передачи будут короткими, то есть коробка не позволит стрелке тахометра застревать в красной зоне.

У большинства автоматических КПП есть так называемый режим Sport, переключившись в который можно почувствовать, что автомобиль становится более динамичным. К тому же, у водителя появляется возможность последовательно переключать передачи рычагом или подрулевыми «лепестками». Дает ли это возможность говорить о полноценной замене «механики»? Конечно же, нет. Если связка мотор-КПП изначально ориентирована на экономию, ждать каких-то чудес не стоит. Но это не значит, что «автоматы» не способны дарить море драйва. Загляните в Porsche, Ferrari, Jaguar, Nissan GT-R, наконец, и Вы обнаружите, что даже в таких автомобилях, изначально спортивных, стоят 7- и даже 8-ступенчатые автоматические КПП, которым вполне по силам способствовать разгону до 100 км/час за три секунды, а иногда и меньше. Следовательно, говорить о том, что «автоматам» недостает динамики, неправильно. Другое дело, что такие коробки сильно влияют на цену, а автомобили бюджетного и среднего класса по определению не могут быть дорогими. Поэтому производители используют в них относительно дешевые малоступенчатые КПП (4-х и 5-ступки) и сознательно их «душат», ограничивая лихачество одних водителей и компенсируя неопытность и ошибки других. Например, автоматика ни при каких обстоятельствах не даст Вам перекрутить двигатель, тогда как на «механике» сделать это не так уж сложно. А чем это чревато, думается, объяснять не нужно.

При правильно настроенной управляющей электронике автоматическая КПП может быть даже более резвой, чем механическая. Lamborghini Aventador и десятки других суперкаров это подтверждают.

Расход топлива
Глядя на сухие цифры, даже «паспортные» данные производителя, понятно, что автомобили с автоматической коробкой передач потребляют чуть больше топлива, чем аналогичные с «механикой». Например, популярная у нас в стране Skoda Octavia A5 с 1,6-литровым двигателем и 5-ступенчатой механической КПП «съедает» в смешанном цикле 7,4 литра на 100 км, а тот же автомобиль с автоматической коробкой - 7,9 литра. Разница незначительная, но она все-таки есть, и она неизбежна, ведь «автомат» делает часть работы за водителя, а на это требуется энергия. Впрочем, инженеры не покладая рук работают над решением этой проблемы, изобретая все новые и новые вспомогательные технологии для экономии топлива. Той же системой «Старт-Стоп» уже никого не удивишь, и это лишь один пример из множества.

Как ни странно, но некоторые водители умудряются ездить на «механике» с большим расходом, чем на «автомате». Происходит это с теми, кто водит агрессивно, то есть допускает перегазовки, резкие разгоны и торможения и так далее. Это к тому, что далеко не все зависит от типа трансмиссии. Кстати, теме эффективной экономии топлива InfoCar.ua посвятил отдельную статью.

Пожалуй, наиболее удачным примером автоматической трансмиссии с точки зрения экономичности на сегодняшний день является «робот» с двумя сцеплениями (преселективная КПП) У разных производителей она называется по-разному, однако наибольшую популярность приобрела аббревиатура DSG. Такие коробки устанавливаются на автомобили брендов, входящих в Volkswagen Group. Суть преселективного «робота» в том, что, пока один диск сцепления передает тягу на колеса, второй уже готов его сменить, то есть передачи переключаются очень быстро, а за счет их количества (6, 7 или 8) двигатель постоянно поддерживает оптимальные обороты. В результате, например, Volkswagen Polo с DSG по паспорту потребляет меньше топлива, чем в исполнении с «механикой».

Бездорожье, буксировка и прочее
Очередной раунд битвы между «механикой» и «автоматом» разворачивается на бездорожье, то есть в условиях, далеких от идеальных. В некоторых случаях, особенно когда автомобиль удалось, например, «закопать» в песке, механическая КПП дает водителю больше шансов выбраться из западни. При определенном уровне навыков она становится чутким и послушным инструментом. Об «автомате» этого не скажешь. Им управляет электронный мозг, работающий по своему алгоритму. Хотя, в автомобильном мире есть примеры того, как здорово «автомат» в паре с умным полным приводом умеет вести себя на бездорожье. Особняком в этом отношении стоит Land Rover, но и другие именитые компании от англичан не отстают. В результате, обладатель автомобиля, напичканного электроникой, может лишь повернуть селектор, чтобы перенастроить ходовую часть и характеристики силовой установки под те условия, в которых он оказался. Само собой, стоит такое удовольствие весьма и весьма недешево, но оно того стоит!

В условиях сложного бездорожья механика становится чутким инструментом в руках умелого водителя. Но и автомат, порой, способен на многое. Причем, без лишних усилий.

Впрочем, даже в бюджетных автоматических КПП сегодня можно встретить кое-какие дополнительные режимы. Наиболее распространенный – зимний. Он ограничивает тягу на ведущие колеса, чтобы даже при сильном нажатии на педаль акселератора минимизировать пробуксовку. Встречается также возможность тронуться с места со второй или даже с третьей передачи, как, например, в ЗАЗ Lanos с АКПП.

К серьезным недостаткам автоматической коробки передач можно отнести то, что в случае поломки двигателя, автомобиль с таким типом трансмиссии нужно буксировать с определенной долей осторожности. То, что делать этого вообще нельзя (весьма распространенный миф) – неправда. Не будем вдаваться в технические тонкости, однако отметим, что на дистанцию до 30 км при скорости движения не более 50 км/час и со включенным режимом нейтрали (N), буксировка автомобиля с АКПП вполне безопасна. На большее расстояние, если двигатель невозможно запустить, желательно буксировать авто методом полной или частичной погрузки. А вот то, что запустить двигатель с «автоматом» с буксира или «толкача» невозможно – чистая правда.

Цена и эксплуатационные расходы
Самое плохое, что есть у автоматической коробки передач — цена и стоимость эксплуатации. Раз уж мы вспоминали выше Skoda Octavia A5, давайте на ее примере и сравним два абсолютно одинаковых по комплектации автомобиля, но с разными КПП. Базовая Octavia с «механикой» стоит $19 543, с «автоматом» - $21 902. Разницу Вы видите сами. Но и это еще не все. Масло в АКПП нужно менять чаще, чем в механической коробке. Более или менее точную периодичность устанавливает производитель в зависимости от конкретного автомобиля и трансмиссии, однако в среднем это 60 000 км пробега, тогда как у МКПП он равен примерно 90 000 км. Кроме того, «автомат» проигрывает в финансовом плане и по объему масла. Его требуется 6-9 литров, тогда как «механике» нужно всего 2-3 литра. Ну, и стоит масло для АКПП дороже. О прайсах на ремонт сложной автоматики Вы, наверное, сами уже догадались.

Автоматическая КПП хороша по многим причинам. Увы, финансовый аспект в список ее достоинств не входит.

Подводим итоги
Говорят, автоматическая коробка передач - удел слабой половины человечества. Глупости все это. Если Вы по-прежнему так думаете, вероятно, Вы никогда не ездили в автомобиле с «автоматом». А стоило бы, ведь совершенно недальновидно сопротивляться техническому прогрессу. Счеты – отличный инструмент для арифметических расчетов, но мы ведь давным-давно перешли на калькуляторы и компьютеры, и не жалеем об этом, правда? Более того, тенденция в автомобильной индустрии такова, что лет эдак через десять «механика» вообще может исчезнуть с рынка. Некоторые компании уже от нее отказались. Другие объявили о намерении сделать это в ближайшие годы. И даже если «механика» поживет еще какое-то время на самых дешевых автомобилях, рано или поздно дни ее будут окончательно сочтены. Единственная сфера, где она может выжить – автоспорт. В частности, в ралли, где филигранная работа органами управления является одной из составляющих мастерства гонщика.

Что в конце концов выбрать – каждый пусть решит для себя сам в зависимости от своих приоритетов и финансовых возможностей. Тем же, кто только планирует пойти в автошколу, чтобы обучиться вождению, мы рекомендовали бы смотреть в сторону механической коробки передач. Да, будет сложнее, но Вы, как водитель, станете более умелым. Переключиться с «механики» на «автомат» очень легко, обратно – намного сложнее. Нужно понимать, что ситуации в жизни бывают разные, и к ним нужно быть готовым.

И напоследок хотелось бы сказать следующее: С каждым годом количество проданных в Украине автомобилей с автоматической коробкой передач увеличивается. У некоторых брендов соотношение «механики» к «автомату» стремительно приближается к значению 50:50. У других оно давно эту планку перевалило, но суть не в этом. Какой бы тип КПП Вы не выбрали, главное, чтобы процесс вождения доставлял Вам удовольствие, а Вы сами были хорошим и безопасным водителем.